Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.
Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке. Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д.
Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности. Предложить полить комнатные растения или убрать игрушки на свои места, вся трудовая деятельность ребенка очень тесно связано с игрой. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.
Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознавать свои обязанности по отношению к ним. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.