2015-2016 учебный год

Информация для родителей:

[spoiler title=’Пальчиковые игры для развития речи дошкольников’ style=’default’ collapse_link=’true’]

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммиро­ван на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малы­шей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую ин­формацию, приобретает любые навыки без дополни­тельной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пеленок — модно. Но педаго­ги-психологи, сторонники традиционных методов, счи­тают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ре­бенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепро­вождение.

Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, ко­торые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлека­тельное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристо­тель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребен­ка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не ме­шайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стиму­лируют развитие речи, творческие способности, фанта­зию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте раз­беремся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью за­нятий по развитию ловкости и точности пальцев рук яв­ляется развитие взаимосвязи между полушариями го­ловного мозга и синхронизация их работы. В правом по­лушарии мозга у нас возникают различные образы пред­метов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот про­цесс благодаря «мостику» между правым и левым полу­шариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслитель­ные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговари­вал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, са­мую тонкую работу, — с раннего возраста начинайте раз­вивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены уп­ражнения с каменными и металлическими шарами. Ре­гулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают коор­динацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются уп­ражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание меж­ду ладонями шестигранного карандаша. И у нас с мало­летства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрожда­ют старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о велико­лепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребен­ка и мозговая деятельность активизируется. Для обуче­ния в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того что­бы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движе­ния для пальчиков — сначала простые, несложные, а за­тем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впе­чатления, у него развивается внимательность и способ­ность сосредотачиваться. Такие игры формируют доб­рые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Вот некоторые из них.

Замок.

На двери висит замок.  

 Пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз.

Кто его открыть бы мог?
Потянули, Руки тянутся в разные стороны.
Покрутили, Ладони трутся друг о друга.
Постучали Основания ладоней стучат друг о друга.
И  открыли. Пальцы расцепляются.

В  гнезде.

В гнезде спит ночью птичка. Кулак правой руки лежит на ладони левой.
Лисичка спит в норе. Руки переворачиваются, левая  рука сжимается, пряча  правый кулачок..
Жучок спит под листочком, Левая ладошка выпрямляется и кладется  на правый кулачок
Собачка – в конуре. Руки сложены «домиком» над головой.

Пальчик – мальчик.

 

Пальчик – мальчик, где ты был?

 

Показываем большие пальцы на обеих руках.

 

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем  щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем  песни  пел.

 

 

Поочередно соединяем  их с остальными

пальцами.

Как же нужно проводить пальчиковые игры?

  • Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу  при этом отрабатывая  необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному  выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя  собственную увлеченность игрой.[/spoiler]

[spoiler title=’Консультации для родителей’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Признаки задержки психического развития у детей:

Наиболее ярким признаком ЗПР специалисты называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.

Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания плюс повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребенок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.

У детей с ЗПР – низкий уровень познавательной активности, замедленный темп переработки информации, работоспособность снижена.

При всем этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Основные направление помощи детям с ЗПР.

При условии оказания своевременной помощи ЗПР у детей подвластно коррекции. При подозрении на ЗПР ребенок должен в обязательном порядке пройти обследования у психотерапевта, дефектолога, психолога, логопеда.

В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи – лечения. Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

Из вышеизложенного понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.

В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

При этом очень важным условием является понимание родителей того, что некоторое отставание ребенка – это не показатель его лени, а характерные последствия заболевания, которые могут быть преодолены при соответствующем подходе.

Очень важно, чтобы ребенок с ЗПР посещал коррекционную группу, где он получит квалифицированную помощь. Правильно подобранные методы воспитания и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР окажут положительное влияние на динамику их развития.

Кроме того, родители могут получить консультацию по проблемам развития их ребенка. И с учетом этих рекомендаций организовать деятельность ребенка дома. Так как именно родители являются главными учителями своих детей. И обязательно обеспечьте ребенку с ЗПР атмосферу любви — ведь Вы знаете, что в этом — секреты счастья для любого ребенка!  

В чем состоит психокоррекционная работа в детском саду?

1. Индивидуальный подход

2. Предотвращение наступления утомляемости

3. Активизация познавательной деятельности

4. Проведение подготовительных занятий

5. Обогащение знаниями об окружающем мире

6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления

7. Проявление педагогического такта.

Общие рекомендации:

– Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

– Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.

– Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.

– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

– Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

– Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.

Спасибо за Ваш интерес, что Вы не остаетесь равнодушными. Уважаемые родители, благодарю за внимание. Если у Вас возникнут еще какие-нибудь вопросы по теме «Что такое ЗПР?», рекомендую Вам книгу “Если у ребенка задержка психического развития”. Автор – Юлия Кондратьева. В книге содержатся советы специалиста родителям дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Из книги Вы узнаете о подробной классификации заболевания, его диагностике и видах коррекционной работы с детьми.[/spoiler]

[spoiler title=’Рекомендации для родителей “Развиваем мелкую моторику”‘ style=’default’ collapse_link=’true’]

  Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело  в том,  что   в  головном  мозге  человека  центры,  отвечающие  за  речь  и движения пальцев  рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

         Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаю    вашему   вниманию     игры   на     развитие     мелкой   моторики, которыми  можно  заниматься дома.  

Занятия по развитию мелкой моторики детей целесообразно проводить каждый день в течение 10-15 мин. Пальчиковая гимнастика и массаж рук не должны составлять большую часть в занятии. Необходимо больше уделить внимания упражнениям по развитию зрительно-моторной координации и графического навыка.
          Для развития зрительно-моторной координации необходимо давать ребёнку задания, где ему надо копировать слова или срисовывать предметы. Также подойдут такие упражнения как вдевание нитки в бусинку. Перед занятиями и после рекомендовано проводить пальчиковую гимнастику или массаж рук, например: сгибание – разгибание всех пальцев одновременно, интенсивные круговые движения вокруг каждого пальчика. С помощью пальчиковой гимнастики ребёнок учится управлять движением каждого пальца отдельно и относительно друг друга.

Игры с предметами:

  • пуговицы большие, средние и маленькие;
  • бусы собирать на шнурок или леску;
  • бусы + фасоль – разделить на две группы;
  • клубок – размотать и смотать;
  • косточки от фруктов разной формы и величины – рассортировать;

пластилин+фасоль+горох – сделать из пластилина тонкую веревочку, прикрепить её на нарисованную фигуру (например, круг), пальцами прикрепить на пластилин попеременно фасоль и горох по кругу;

  • крупы разного размера рассортировать;
  • шнуровка;
  • мелкие игрушки искать в мешочке или манной крупе;
  • рисовать пальцами на манной крупе или песке.[/spoiler]

[spoiler title=’Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согла­сованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить спе­циальную артикуляционную гимнастику.Это специальные игры и упражнения, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упраж­нение, необходимо проводить массаж губ и язы­ка и пассивную артикуляционную гимнасти­ку. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

     Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болею­щих простудными заболеваниями.

 

АКТИВНАЯ    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА 

      Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,  щек и языкаЕе ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым. Артикуляционные уп­ражнения бывают статическими (удержание органов – артикуляции в определенной позе в течение 2—5 се­кунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два..,») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копи­рует, и себя самого, а взрослый следил, все ли пра­вильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

Комплекс  упражнений  для  детей младшего  дошкольного  возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс раз­вития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

Упражнения для развития органов артикуляции.

    1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

Зубки ровно ты смыкаешь и  «заборчик» получаешь.

    2. «Хобот  слонёнка» (вытянуть  сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы  хоботком тяну.

   3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух  ты  не  выпускай.

   4. «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

Язык  лопаткой положи  и  спокойно подержи.

  5. «Прятки» (высовывать и убирать язычок назад  в рот)

Мы играем в прятки, где  ж  твоя лопатка?

   6. «Иголочка» (открыть рот  и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она,  иголка,  –  и  остра, и колка.

7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

Ты с лошадкой прокатись,  звонко цокать поучись.

В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.[/spoiler]

[spoiler title=’Готовность старших дошкольников к овладению грамотой и математикой’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Начальная  школа ставит перед  ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития.

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. В дальнейшем ребёнок будет осваивать чтение и письмо.

Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых практически строится всё дальнейшее обучение. Значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учёбе, и не только по предмету «русский язык».

От того, насколько ребёнок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без:

  • сравнительно высокого уровня устной речи,
  • развития слухоречевой памяти,
  • овладения звуковым анализом,
  • развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия,  зрительно-моторной координации,  общей и мелкой моторики),
  • наглядно-образного мышления,
  • начал логического мышления,
  • а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.

Для успешного овладения программой по математике необходим:

  • достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия,
  • наглядно-образного мышления,
  • основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация),
  • зрительно-моторных координаций,
  • определенный уровень дочисловых представлений.

Вы видите, как много общего в готовности детей к овладению языком и математикой.

Желаю  удачи.

Учитель-логопед: Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’Работа по развитию речевого дыхания’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
  • При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
  • При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечнососудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха, нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основные задачи в работе над развитием речевого дыхания:

  1. Вырабатывать свободный плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения.
  2. Путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Проявляя изобретательность, выдумку, родители смогут помочь своему

ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуется начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:

  • Дутье через соломинку в стакан с водой.
  • Надувание воздушных шаров.
  • Дутье на разноцветные вертушки.
  • Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.
  • Пускание мыльных пузырей.
  • Дутье на одуванчики весной.

При всех этих забавах, ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками. Сезонные игрушки: зимой — снежинки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки, и стрекозы, порхающие на тесемочках над вырезанными из бумаги цветами; легкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков – вертолётики и самолетики. А для девочек — улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться -ведь сделана она своими руками. 

Работая нал развитием непроизвольного выдоха, взрослый постепенно подводит ребенка к осознанию акта дыхания. Перед маленьким зеркальцем, дыша на него, можно предложить ребенку сделать:

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через рот.
  • Вдох через нос, выдох через рот.
  • Вдох через рот, выдох через нос.

Такой игре можно дать, название, например. «Осенний туман».

А еще интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше. Можно петь и сочетания из гласных: АО. УЫ. И. АУ. УОА и другие. Только не надо забывать напомнить ребенку, что нужно сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Важно следить, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.

Желаю успехов.

Учитель-логопед Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’О чем говорить с ребенком в семье’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Обогащение бытового словаря. Диалог или монолог?

 Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Зима.

Взрослый. Какие птицы остаются с нами зимовать?

Ребенок. Зимовать с нами остаются воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в

этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, по какому поводу ты звонишь?

Ребенок. Я хочу поговорить с Наташей.

Взрослый. Я сейчас приглашу её к телефону.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т. е. пользуется монологической речью.

Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать.

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит

родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам?

После прочтения сказок обсудите с ребёнком иллюстрации к ним. По серии картинок (открыток) к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др., можно провести беседу, а затем предложить ребёнку разложить иллюстрации в определённом порядке. Занимаясь с более старшими и развитыми детьми, используйте иллюстрации к тексту сказок и в книжках-раскрасках.

Работу с серией картинок, связанных общим содержанием, осуществляйте по следующему плану:

  1. разложите по порядку всю серию картинок;
  2. побеседуйте по каждой картинке:
  3. уберите все картинки;
  4. предложите ребёнку правильно разложить всю серию и рассказать историю самостоятельно.

Независимо от того, как развита у ребёнка речь, используйте в работе с ним различные сюжетные картинки, составляя по ним рассказы, доступные вашему ребёнку.

Например, работа по картинке «Зимние забавы» включает: рассматривание картинки; определение времени года по характерным признакам, перечисление людей (детей и взрослых) и предметов, изображённых на картине; выяснение их действий, взаимоотношений. Затем составляется рассказ по вопросам: Когда это было? Где? Кто находится на горке? (справа, слева, в центре)? Кто катается с горки? Кто катается на лыжах? Кто лепит снежную бабу? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками.

Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком, обсуждайте с ним увиденное на прогулке, прочитанную сказку, просмотренный мультфильм, какие-то события из жизни группы, семьи и т.д.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми, беседуйте по содержанию.
  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Желаю успехов.

Учитель-логопед Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’УПРАЖНЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Речь имеет большое значение для полноценного психического развития ребёнка. Ещё до школы детям,  наряду с богатым  словарным  запасом и умением активно им пользоваться, умением  составлять рассказы, пересказывать прочитанное,  следует овладеть чётким произношением звуков.

С раннего возраста, одним из способов овладения чётким произношением звуков,  являются специальные артикуляционные упражнения, которые нужно постепенно выполнять с детьми в игровой доступной форме.

   Артикуляция — это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения звуков речи.

1. Упражнения для лица (изменение мимики):

    сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (на­хмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокой­ное, доброе;

    надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки  в другую.

2.  Упражнения для губ:

    выпячивание губ трубочкой вперед и разведение их в стороны  в сомкнутом виде;

    эти же движения с показом зубов (как при произнесении  звуков Ш и С);

    щелканье плотно сжатыми губами (плотно сжать губы и с  силой их разомкнуть);

    фырканье губами и произнесение «тпру» без голоса и с голосом.

3.   Упражнения для языка:

    показать широкий и узкий язык;

    облизывание узким языком верхней и нижней губы;

    движения узким языком влево и вправо;

    быстрое движение узким языком по верхней губе с голосом  («колокольчик»);

    движение широким языком вперед —назад по верхней губе, а  затем по верхним зубам с голосом («болтушка»);

    удержание широкого и узкого языка на нижней и верхней  губе, за верхними и нижними зубами;

    пощелкивание языком (присасывание языка к небу и оття­гивание вниз — «лошадка»).

4.   Упражнение для мягкого нёба:

    опускание и поднимание нёбной занавески (похрапывание,  покашливание, имитация полоскания горла водой).

Желаю успехов.

Учитель-логопед Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. 2-я часть’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Продолжаем разговор о развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

16.Для стимуляции речи ребёнку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая ребёнку кровать, спрашивает его: «Куда сейчас Андрюша пойдёт? В кроватку, спать». Со временем, на такие вопросы ребёнок сам начнёт отвечать. И не просто «бай-бай», а «В коватку, пать». Таким образом, у малыша постепенно вытесняются упрощённые слова.

17.Вызвать речевую активность у ребёнка можно и таким способом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает «Это котёнок?». Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребёнка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих.

18.К концу второго года с ребёнком надо говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

19.Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчётливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание надо обращать на твёрдость произнесения согласных звуков: «дай», а не «дяй», «дом», а не «дём» и т.д.

20. Чем чаще ребёнок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи, вновь усвоенные слова. Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребёнка с окружающими его детьми и взрослыми, осуществлялась только с помощью речи.

21.Со второго полугодия второго года жизни следует показывать не только предметные картинки, но всё чаще переходить к показу таких картинок, на которых изображены действия, совершаемые разными предметами, животными, людьми: собака бежит, кошка лежит, дети играют, солнышко светит, дождь идёт, самолёт летит и т.д.

22.Прослушивание небольших рассказов, сказок, способствуют развитию речи малышей. А прослушивание потешек, прибауток, стихов вырабатывает ещё и чувство ритма. Следует поощрять, если ребёнок повторяет за вами отдельные слова, договаривает стихотворные фразы.

Желаю успехов.

Учитель-логопед Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Вашему малышу – два года. Быстро растет его активный словарь – к двум годам он включает примерно 300 – 400 слов (в основном это имена существительные и глаголы). Уже появляются наречия: тут, там, здесь. К этому времени ребёнок уже научился строить предложения, состоящие из трёх-четырёх и более слов, которые ещё не всегда согласованы между собой.

Характерной особенностью ребёнка этого возраста, является потребность в речевом общении, а также накопление впечатлений. Возрастающий интерес ребёнка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться и получить помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом усвоения речи.

Малыш часто задаёт вопросы типа «Что это?» Он уже умеет ответить на вопрос, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их. Он знает и называет близких ему людей, знакомые ему предметы, игрушки; выполняет по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Ниже мы приводим рекомендации, которые помогут родителям развивать речь ребёнка.

1.Как это ни странно звучит, но один из главных советов заключается в том, что с ребёнком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребёнок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребёнок хочет сказать. Воспитанники детских домов , у которых нет заинтересованных мамы или бабушки, готовых слушать речь ребёнка, отличаются от сверстников более скудным запасом слов. Часто в семье, где маме не хватает времени на длительный речевой контакт с ребёнком и общение сводится к «предугадыванию» его потребностей, происходит замедление формирования его речи.

2.Ребёнок должен научиться называть себя по имени. Называйте его по имени, когда вы разговариваете или играете с ним.

3.Побуждайте ребёнка рассказывать вам о том, что он делает или чего хочет.

4.Показывайте ребёнку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

5.Говорите с ребёнком правильно, чётко произнося слова и фразы. Новое для него слово произнесите не только отдельно, но и в структуре предложения.

6.Читайте ребёнку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся слова и фразы. Например: «Курочка Ряба» (биб-бил, не разбил), «Репка» (тянут-потянут, вытянуть не могут) и т.д.

7.Читайте ребёнку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать те картинки, которые вы ему называете.

8.Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.

9.Развивайте у ребёнка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими,

знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

10.В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы, понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов.

11.Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте ребёнку выбирать среди нескольких игрушек и предметов именно ту, которую вы назвали.

12.Для развития активной речи малыша создавайте такие ситуации, при которых он, вынужден, будет обращаться с речью к взрослым. Например, мама может попросить ребёнка принести какой-то предмет, но для этого, он должен сначала спросить у папы, где он находится (не ранее, чем с 1,5 лет).

13.Малышу принесли новую игрушку. Дайте ему хорошенько рассмотреть её, потрогать. После этого проведите с игрушкой действия: посадите на стул, положите на кровать, поставьте на ноги, приговаривая: Зайка, сиди. Катя, спи. Мишка, стой. Предложите ребёнку самому проделать с игрушкой те или иные действия. Постепенно малыш сам начнёт в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех или иных действий.

14.Играя, ребёнок часто разговаривает с игрушками. Не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность его артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.

15.Слова, которые ребёнок слышит ежедневно, быстро запоминаются. Используйте любую возможность для развития речи ребёнка. Так при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении ребёнка называйте свои действия, предметы, которые ставите на стол: «Это чашка для мамы, это чашка для папы, это чашечка для Анечки». Через некоторое время малыш, подражая вам, ставя посуду на стол, будет сам говорить эти слова. (Продолжение следует)[/spoiler]

[spoiler title=’Учимся отдыхая’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Многие родители уверены, что подготовка к школе – это прежде всего умение читать, писать, считать. Они стараются определить своих детей в такой детский сад, где малышей ежедневно ждет огромное количество занятий – математика, чтение, иностранные языки. Времени на прогулки практически не остается, дети едва успевают переходить из кабинета в кабинет на разные занятия, постоянно учатся, причем с не меньшей, чем в школе нагрузкой. Самим родителям тоже некогда гулять с ребенком. Проще посадить его за компьютер и заняться своими делами. В результате дошкольник устает, теряет интерес к обучению, еще не переступив порог школы, чаще болеет. А ведь развивать ребенка и готовить его к школе можно не только за столом, но и идя по улице, во время отдыха в лесу, или работая на даче.

Очень важно для ребенка при любой возможности, побывать в лесу, на речке. И это не только для того, чтобы подышать свежим воздухом. Речка, камни, цветок, жучок, дождь, снег – все эти объекты и явления природы можно использовать для развития детей. Очень часто можно увидеть, как мамы или бабушки прогуливаются с детьми – они заняты беседой по телефону или друг с другом, а детям изредка дают ценные указания: «Не лезь, брось, отойди, не трогай!». А ведь в это же время можно открыть с ребенком столько интересного, научить его видеть необычное в том, что его окружает! Развивать память, речь, внимание, воображение, творческие задатки детей гораздо эффективнее на природе, чем за письменным столом. Надо только захотеть.

Наши дети очень наблюдательны, и задача родителей – поддерживать их интерес к окружающему, не отмахиваться от многочисленных вопросов. Постарайтесь в течение разных сезонов года наблюдать за одними же и теми объектами, например, деревьями на даче, птицами под окнами. Главное – обнаружить, как они меняются. При желании можно зарисовать наблюдения в альбоме. Важно, чтобы при помощи рисунков они не только фиксировали свои наблюдения, но и выражали эмоции, например, определяли «настроение» дерева в разное время года, в разную погоду. О чем «думает» дерево?

Очень хорошо поиграть с детьми в различные развивающие игры.

1. «Найди лишнее» (учит обобщать понятия, классифицировать объекты, выделять их признаки). Во время прогулки на природе, на даче прикрепите к дереву или кустарнику какой-нибудь нехарактерный для них предмет. Например, на ветку ели можно прикрепить шишку сосны или кедра, на помидорный куст повесить огурец и т.п. Задача ребенка – найти несоответствие и объяснить его.

2. « Посчитаем облака» (развивает наблюдательность, воображение, ассоциативное, образное мышление, фантазию). В ясный солнечный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Кто сколько облаков может насчитать? (Конечно, здесь не требуется точность, важен сам процесс). На что похожи облака? Можно дать им названия ( имена), соответствующие их форме. Пусть ребенок постарается запомнить форму некоторых облаков. Дома дайте ему лист голубой бумаги для неба и белый – для облаков. Пусть он по памяти вырежет облака, похожие на те, которые видели на прогулке, и наклеит их на «небо».

3. «Кто чей родственник?» (классификация и обобщение). Предложите ребенку найти как можно больше родственников березы, осины, сосны, ели и т. д. – « бабушку, дедушку (старые деревья), сестер, детей» и объяснить свой выбор. Выполняя задание, ребенок сначала объединяет деревья по видимым признакам (в одном случае это все березы, в другом – осины и т. д.), а затем, среди похожих, находит отличия (старые – молодые, большие – маленькие, толстые – тонкие).

4. Расскажите ребенку о том, что каждое дерево, каждый куст – это «дом» и «столовая» для многих птиц и насекомых. Рассматривать насекомых лучше при помощи лупы, которая помогает открыть другой мир, существующий рядом снами, но совершенно незнакомый. Не забудьте объяснить, что не нужно этот мир беспокоить тем более – разрушать.

5. Летом, после дождя, или весной, когда тает снег, предложите детям своеобразное путешествие – из маленького ручейка в большое «море». Дело в том, что все ручьи с талой водой, лужи могут служить отличной моделью реки со всеми ее притоками. Сделайте с ребенком кораблик, опустите его в ручей и проследите весь его путь к большой луже. Маленькие ручейки сливаются, образуя ручьи большего размера, те в свою очередь – еще больше и т. д. Большой ручей можно сравнить с рекой, которая впадает в «море» – большую лужу. Предложите ребенку попробовать воспроизвести эту систему путем рисования или моделирования всей «речной системы» из голубых полосок бумаги или ткани. Рассмотрите реки, моря, океаны на карте.

6. «О чем рассказала река?» (развитие речи, воображение). Если вы пришли на берег реки, обратите внимание ребенка на то, что вода в ней постоянно движется, течет. Мы говорим: «Речка бежит». Сочините вместе с ребенком рассказ об этой речке – откуда она прибежала к вам, куда бежит, что и кого повстречала на своем пути? Послушайте шум воды – о чем может рассказать речка?

Желаю успехов.

Учитель-логопед Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Работа над звуками речи должна проводиться в тесной связи с работой над словом, так как звук является значимой, смысло-различительной единицей речи (фонемой) только в слове.

Поскольку звуки произносятся не изолированно, а в словах, во фразовой речи, эта работа одновременно должна способствовать обогащению и уточнению словаря, воспитанию умений правильно произносить слова любой слоговой структуры (из двух, трех и более слогов, с открытыми, закрытыми слогами, со стечением согласных), пра­вильно строить предложения.

Первым встает вопрос, когда начинать отработку звуков ре­чи.Чтобы на него ответить, необходимо четко знать закономер­ности развития речи детей. Оно проходит ряд этапов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при извест­ных условиях (забота о здоровье ребенка, его своевременном физическом и психическом развитии, правильная речь окружаю­щих).

Первый год жизни играет большую роль в разви­тии речи ребенка. На 3-м месяце у младенца появляются первыекороткие звуки: г… к… кхы… В период гуления ребенок произносит много звуков: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф.

При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

С 4—5 мес. у ребенка наступает период лепета. В это время отмечается повторение отдельных звуков и слогов. Сначала ребе­нок сам более четко, чем раньше, говорит: мам, ма-ма-ма, бу-бу, тя-тя-тя, т. е. повторяет одни и те же слоги и звукосочетания. Вскоре он начинает повторять за взрослым отдельные звуки, слоги и к году говорит 10—20 слов.

Начиная с 4—5 мес. с ребенком следует говорить только правильным языком, не подделываясь, даже невольно, под его речь. Внимательные родители и воспитатели всегда знают, какое слово может повторить ребенок, они не предлагают ему трудных, длинных слов, говорят медленно, отчетливо, связывая каждое новое слово с предметом, который дают малышу.

В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ре­бенка достигает 200—400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произносят их совсем непонятно, например: «дять буку» (дай булку), «титети»(конфеты).

Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внима­тельно вслушиваться в речь малыша, понимать ее и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Детям интересно содержание речи, их привле­кают ее интонации, выразительность, а недостатков произноше­ния отдельных звуков они не замечают. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Период от двух до трех лет характеризуется актив­ным накоплением словаря и усвоением грамматического строяречи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, иногда ими самими придуманное, толь­ко потому, что им нравится, как оно звучит.

К   трём годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем, в общении пользуется разверну­тыми фразами. Малыш много говорит, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает их и пересказывает. Но речь его еще неправильна.. Многие звуки дети не произносят, заменяют или искажают. Вместе стем дети этого возраста способны замечать неправильное про­изношение у своих товарищей. Ребенок обращает внимание на соб­ственное произношение, постепенно улучшает его, т. е. начинает ориентироваться в звуковом составе слова.

К трем годам  начи­нают отработку звуков, которая осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возмож­ностей детей.

Встает второй вопрос:все ли гласные и согласные звуки надо отрабатывать, и в какой последовательности целесообразно это делать.

 1.Отработку звуков начинают с гласных а, о, у, и, э, и, так как обычно они не нарушаются, но артикуляция их не всегда бывает точной (с правильной, точной артикуляцией каждого звука можно познакомиться на консультации у логопеда, в специальной литературе или в Интернете). Отрабатывая гласные звуки, мы готовим  чёткую артикуляцию согласных.

2.После гласных отрабатываются те звуки, которые появляются в речи детей раньше и наиболее просты по месту и способу образования. Это губные П, Б, М.

3.Далее проводится работа над звуками В, Ф.

4.Затем отрабатываются Т, Д, Н, которые готовят подъём передней части спинки языка вверх, и заднеязычные К, Г, Х.. Отработка перечисленных звуков подготавливает артикуляционный аппарат и фонематический слух к воспроизведению и восприятию более трудных фонем.

5.Это звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Такова схема последовательности отработки всех звуков родного языка.

Желаю успехов.

Подготовила учитель-логопед Винник Е.Ф.[/spoiler]

[spoiler title=’Индивидуальные особенности в усвоении языка’ style=’default’ collapse_link=’true’]Постижение родного языка у каждого ребенка происходит по-своему. Это индивидуальный процесс. И зависит он от многих факторов.
В этом аспекте многое определяется биологическими факторами. Патология беременности и родов, все обстоятельства, связанные с появлением ребенка на свет, заболевания, которые перенесли оба в этот момент, имеют большое значение в процессе овладения речью и постижения родного языка.
Поражение слуха, общее отставание в психическом развитии также могут быть причиной отставания в овладении речью.
Речевые способности детей зависят от времени созревания у них отделов мозга, которые отвечают за функции, связанные с усвоением, а также порождением речи. Причем, время созревания этих отделов мозга у разных детей разное.
В настоящее время известно, что в усвоении речи большую роль играет различие функций полушарий головного мозга ребенка. Значение имеет, правша ребенок или левша, и какой у него ведущий глаз – левый или правый, а также ухо.
Усвоение речи зависит также от пола ребенка. Связано это с различиями в строении мозга и функций различных отделов. Например, известно, что у мальчиков межполушарная асимметрия выражена лучше, чем у девочек, и носит она более подвижный характер. В связи с этим тактика постижения речи мальчиков принципиально отличается от тактики, используемой девочками.
Большое значение придается речевой среде, а особенно объему и характеру речи взрослых, с которой они обращаются к ребенку. Если в семье общение взрослых с детьми сильно ограничено в силу разных обстоятельств, то ребенок попадает в ситуацию психической депривации. Всем прекрасно известно, что мать ребенку не заменит никто, даже самый опытный и лучший гувернер, причем особенно важна роль матери в первые три года жизни ребенка. Если нет нормальной речевой среды, и отсутствует естественный диалог в эмоционально благоприятной обстановке, то в дальнейшем возместить это просто невозможно. Необходимо подчеркнуть , что в речевом развитии ребенка многое определяется поведением матери. И, как известно, тактика матери бывает разная. Если одни стараются максимально приспособить свое речевое поведение таким образом, чтобы как можно больше использовать возможности своего ребенка, то другие из-за недостатка природной интуиции или же из-за ложных понятий этим совсем не занимаются. Если мать в общении с ребенком, которому всего полгода, не употребляет слова, типа «би-би» и «гав-гав», более понятные ему в данном возрасте, а говорит ему только: «Мишенька, не лучше ли будет нам сейчас отправиться с тобой на прогулку»; либо в полтора-два года продолжает «сюсюкать» – «иди ням-ням», «вот би-би», то можно спустя время констатировать, что ее ребенок заговорил гораздо позднее других детей.
Т.е. общение с ребенком должно проходить в соответствии с возрастными нормами речевого развития.
 

Учитель-логопед Винник Е.Ф[/spoiler]