Консультации педагогов

[spoiler title=’Всё начинается с детства.’ style=’default’ collapse_link=’true’] 

Рарова Наталья Николаевна

 

Современные дети родились в мирное время. Они, к великому счастью, не видели, как взрываются бомбы, не слышали душераздирающего рева сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это тяжело всегда быть голодным. Это счастье, что наши дети избежали ужасов военного времени, но плохо, что некоторые взрослые стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот, совсем забывая о нравственном развитии своего малыша. Не случайно, что иногда дети вырастают потребителями жизненных благ, пассивными наблюдателями жизни, ленивыми, развязными и равнодушными.

Дошкольный возраст именно период, когда происходит основное формирование личности ребенка, складывается духовная основа, способ мышления. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знаний истории.

Именно поэтому, педагоги и дети нашей группы дошкольного учреждения №38 «Лесовичок» г. Усть-Илимска взяли шефство над семьей ветеранов Великой Отечественной войны – Краузе Иваном Кондратьевичем и Анной Венедиктовной. Ребята дружат с этой удивительной семьей вот уже три года. Наши воспитанники не только поздравляют их с праздником Победы-9 Мая, но и с днем рождения, с новосельем, с 23 февраля, Восьмое марта.

Начиная знакомство с ветеранами, мы долго говорили с детьми о том, что такое для человека Родина и может ли он жить без нее. Учили, например, такие пословицы о родине: «Родина бывает разная, но у всех она своя»; «Всему мила своя сторона»; «Кто, где родится – там пригодится». С большим воодушевлением дети поют военные и патриотические песни: «Морской капитан» музыка М.Протасовой, «Капитан» музыка З. Роот, «Аты-баты, мы солдаты» музыка М.Лукониной И. Д.

Нашим детям помогли узнать о военной жизни, подвигах советских солдат стихи, рассказы, воспоминания участников боев. Особенно полюбились нашим воспитанникам именное стихотворение П.Давыдова «Ветеран» и «Шинель» Ю.Благининой. Готовясь к посещению ветеранов, ребята с огромным желанием разучивают стихи, песни. На занятиях готовят открытки и небольшие подарки своими руками. Сколько они приносят радости и удовольствия нашим друзьям! Анна Венедиктовна всегда готовит для ребят угощения. Ей хочется непременно угостит каждого гостя. Рассказы и фотографии наших героев ребята помнят еще очень долго. Вспоминая, обсуждают награды, которые произвели на них неизгладимое впечатление своим количеством и блеском. Перебирая руками ордена и медали, ребята задают много вопросов, на которые им хочется обязательно получить ответы: за что, когда, почему, где? Рассказывая о горьких событиях своей жизни остроумно и с чувством юмора, эти люди становятся для всех нас такими родными. В этом году наши ветераны отметили 90-летие!

Готовясь к юбилею Ивана Кондратьевича, ребята предложили испечь пирог. С большой гордостью дети поздравляли именинников. Позитивное настроение этой пары, обаяние, энергия, порядочность, простота, забота и уважение друг к другу передается не только детям, но и взрослым.

Ветераны счастливы – у них есть дети, внуки, их приглашают на различные мероприятия. Они частые и желанные гости в школах, детских садах, училищах нашего города. А недавно, по программе президента, им предоставили двухкомнатную квартиру. Воспитанники группы не пропустили такое важное событие – их подарком стала большая фотография, на которой запечатлена предыдущая встреча с нашими друзьями.

Общение с ветеранами учит детей не только внимательно слушать интересные, порой грустные воспоминания, но и развивает кругозор, расширяет словарный запас. Дети узнают историю семьи, а значит и историю своей страны. Видят великолепный образец любви, уважения, доброты и заботы. Учатся сочувствовать и сопереживать рассказчику. Очень важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в честь их воздвигнуты памятники. Памятные места есть и в нашем городе, которые ежегодно посещают родители вместе с детьми.

Одновременно, посещая ветеранов, дети овладевают правилами культурного поведения. Как нужно вести себя в гостях, что, к сожалению, не всегда делают родители. Учатся применять общие правила, связанные с культурой внешнего вида и культурой общения между людьми. Такие встречи нужны не только поколению наших детей, но и самим участникам войны. Как же загораются их глаза при встрече с юным поколением, они забывают о болезнях, недомогании. Анна Венедиктовна искренне и непосредственно радуется каждой нашей встрече, интересуется детскими успехами, чувствуя свою необходимость, заботу о себе и своей семье. Каждый раз прощаясь, приглашает нас вновь и вновь.

Воспитывать наших детей, людей будущего – это значит строить завтрашний день. Воспитание человека означает не только развитие интеллекта, эрудированности, но и предполагает воспитание доброты, сочувствия, уважения к старшему поколению.

Каждая встреча с ветеранами находит свое отражение в фотографиях, видеосюжетах, рисунках детей; размещается на сайтах города и дошкольного учреждения. О жизни, боевых заслугах, трудностях наших друзей знают и родители детей. Они знают их имена, интересуются их здоровьем, переживают за выступления своих детей. Дружбу детей и ветеранов войны одобряет и администрация детского сада, Совет ветеранов города.

Однажды, в одно из посещений, увидев первый раз награды на груди у Ивана Кондратьевича, Никита З. осторожно спросил: «Можно потрогать?». Потом долго и внимательно разглядывал, гладил ордена и медали, интересовался, за что их получил ветеран, как называются эти награды. А Виктория Г, с восторгом гладя на Анну Венедиктовну в парадном костюме, воскликнула: «Как много золота!».

К юбилею Победы мы присоединились к городской акции «Памятный платочек». Вместе с детьми помогли подписать платочки, ветераны вспомнили боевых друзей. Иван Кондратьевич рассказал о лучшем друге, который погиб, защищая товарища, и о котором он много лет помнит.

Через знакомство с героическим прошлым своего народа, с воинскими профессиями, воспитание и уважение к военной истории мы воспитываем стремление к военной службе. Каждый раз, после посещения ветеранов, дети с интересом придумывают и развивают сюжеты в таких сюжетно – ролевых играх как «Пограничники», « Военный корабль на задании», « Летные учения».

Нуждаются в особом внимании не только ветераны, которых в последние годы поддерживают высшие структуры власти и президент России, но и ветераны труда. Заслуженный учитель Григорьева Клавдия Григорьевна также поддерживает связь с детьми нашей группы.

Ребята узнали о трудной работе учителя, об успехах ее воспитанников, о послевоенной жизни, о голодном детстве. Узнали, что благодаря доброте и любви учительницы, многие её ученики достигли больших успехов в школе, а позднее в профессии. А трое из них пошли по стопам любимой учительницы и до сих пор работают в родной школе. Подробнее узнав о профессии учителя, дети чаще и разнообразней стали играть в сюжетно – ролевую игру «Школа», «Библиотека». Дети старались слушать друг друга, задавать вопросы, быть терпимее друг к другу. Интересно наблюдать за своими воспитанниками, как они стараются объяснить друг другу что-то непонятное, стараются говорить четко, не повышая голоса.

Клавдия Григорьевна очень скромный, заботливый и ответственный человек. Через всю свою нелегкую жизнь пронесла она любовь к детям. Даже сейчас эта трудолюбивая женщина помогает не только детям и внукам, но и просто незнакомым людям своим советом и вниманием. Военные награды свои и своего мужа Клавдия Григорьевна показывает с гордостью. Со слезами на глазах рассказывает интересные и грустные истории своей жизни. Так же как и семью ветеранов, наши воспитанники посещают её с большим удовольствием. Несмотря на преклонный возраст (82 года) Клавдия Григорьевна участвует в жизни группы, в проектах: «Каждый ребенок желает знать», «Пожелаем, друг другу добра», « Мои близкие люди», посещает праздники в детском саду. Дети сами проявляют инициативу, просят позвонить, узнать о её здоровье, спрашивают о следующем визите. Клавдия Григорьевна живет одна, очень скромно, хотя она ветеран труда, заслуженный учитель. Поэтому очень ждет и радуется каждой встрече с нашими воспитанниками.

В заключении хотелось бы пожелать, чтобы патриотическое воспитание молодого поколения шире пропагандировалось и поддерживалось на всех уровнях власти, чтобы такие молодежные объединения как «Патриот России» и другие продолжали свою деятельность; чтобы ростки нравственности и патриотизма, заложенные детям в детстве, остались в их душах на всю жизнь.

Без воспитания патриотизма невозможно сформировать у человека высокоразвитые моральные, нравственные, гражданские ценности, поскольку все они неразрывно связаны между собой.[/spoiler]

[spoiler title=’Зачем малышу раскраски?.’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Винник Лариса Владимировна

Раскраски для детей – это один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время.

В чем польза раскраски?

Большинство детей в независимости от их возраста просто обожают раскрашивать картинки, будь то совсем маленькие малыши 1 года, которые едва могут нарисовать несколько каракуль, так и уже взрослые детки, которые в состоянии сами сотворить небольшую картину для любимых родителей – мамы и папы. 

Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, штрихуя, развивают мелкую моторику, аккуратность и художественный вкус. Разноцветные краски детских рисунков – это первые шаги во взрослый мир изобразительного искусства. 

Начинать знакомство детей с раскрашиванием карандашами или красками лучше с двух лет. До двухлетнего возраста лучше покупать специальные раскраски, которые можно разукрашивать просто пальчиками с помощью воды или специальных красок. Раскраски для детей 2-4 лет должны быть четкими и с минимум мелких деталей. При раскрашивании развивается мелкая моторика и кисть руки. Учась правильно держать в руках карандаш, ребенок готовит свою руку к письму. Также этот вид творчества научит малыша контролировать движения руки и со временем не заходить за границу фигур. Раскраски стимулируют ребенка познавать закономерности этого огромного мира и способствуют воплощению на бумагу собственных цветовых фантазий. Поэтому не надо ругать ребенка, если на раскраске появятся синее солнце, зеленое небо и красная трава. 

После того как ребенок научится раскрашивать картинки карандашами, ему можно показать возможности красок. Учите ребёнка делать выбор. Для этого лучше, чтобы раскраски были на отдельных альбомных листах. В этот увлекательный процесс можно добавить немного «магии», показав малышу «волшебное» превращение красок. Для этого нужно всего лишь смешать разные

краски и создать новый цвет. Так синяя и желтая краски превратятся в зеленую, красная и желтая – в оранжевую. Такой урок разовьет у детей наблюдательность, абстрактное мышление, познакомит не только с самими красками, но и с их способностями. 

Раскраски для девочек. Подрастая, дети начинают отдавать предпочтение раскраскам разным по тематике. Так, маленькие леди выбирают специальные раскраски для девочек, в которых нужно разрисовать милых зверят, нарядных принцесс или любимых героинь мультфильмов. Раскрашивая красивые наряды, девочки учатся чувству стиля, аккуратности. 

Раскраски для мальчиков – это, как правило, всевозможная техника. Разукрашивая такие раскраски, ребята изучают разнообразные виды транспорта и его детали: колесо, руль, фара и т.д. Расширяется словарный запас, увеличивается знания об объектах окружающего его мира. 

Сегодня, в век прогресса и новейших технологий, ребенок знакомится с компьютером очень рано. И это общение можно использовать как дополнительную возможность для творческого развития. 

Качественные игры для детей, в которые входят и раскраски, многому научат малыша. Всем известно, что эти навыки понадобятся ребятам в школе. Раскраски – удобный и ненавязчивый способ приобрести их в дошкольном возрасте.[/spoiler]

[spoiler title=’Игра-представление “Ярмарка талантов”.’ style=’default’ collapse_link=’true’]

Реализация принципа индивидуализации в педагогическом процессе

Фадеева Е.Ю., воспитатель

МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок»

 Цель:

 создание условий для выявления интересов у детей дошкольного   возраста.

 

Задачи:

– помочь детям раскрыть свои способности;

– вовлечь родителей в процесс организации представления;

– развивать фразовую речь; учить строить предложения.

 

Участники:

– воспитатели;

– логопед;

– родители;

– дети.

 

Оборудование и материалы:

– карточки с изображение различных предметов (приложение 1);

– карточки с изображением разных видов деятельности (приложение 2);

– атрибуты, материал для реализации замысла ребенка.

 

Содержание игры:

Игра может проводиться периодически (у ребенка поменялся интерес, у ребенка появилось желание показать свои способности, ребенок хочет показать свои достижения).

  1. Вначале игры дети заполняют анкету-заявку на участие (приложение 3 – примеры). Ребенок может заполнить и третье окошко, где он показывает, что это ему знакомо, но он еще не умеет и хочет научиться.
  2. Педагог, специалисты ДОУ (по необходимости) и родители в свою очередь создают условия для организации игры.
  3. Дети представляют продукт своей деятельности (рассказывают, что они выбрали: описательный рассказ, показ театрализованного представления, музыкальное представление и т.д.).
  4. Педагог фиксируют интересы детей (если они поменялись) для дальнейшего планирования индивидуальной и самостоятельной деятельности.
  5. Рефлексия. После игры ребенок может заполнить третье окошко (что-то ему понравилось, и он хочет научиться для представления на следующей игре. Педагог и родители, учитывая этот интерес, включают в планирование).

 

Приложение 1.

 – растительный мир;

– животный мир;

– куклы;

– транспорт;

– роботы;

– архитектура;

– посуда;

и т.д.

 

Приложение 2.

– творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, коллаж и т.д.);

– музыкальная деятельность (игра на инструментах, вокал, танец и т.д.);

– театрализованная деятельность;

– конструирование (лего, строительный материал, бумага, природный и бросовый материал и т.д.);

– игровая деятельность (с/р игра, настольная и т.д.)

 

Приложение 3.

Я выбираю Я умею Хочу научиться
 

Транспорт

 

 

лего

 

 

Я выбираю Я умею Хочу научиться
 

Растительный мир

 

Пластилинография (ромашки)

 

 

Спеть песню про цветы

 

Я выбираю Я умею Хочу научиться
 

Роботы

 

 

лепка

 

 

Я выбираю Я умею Хочу научиться
 

Животный мир

 

Пальчиковый театр сказки “лиса и заяц”

 

Рисовать диких животных

 

Я выбираю Я умею Хочу научиться
 

Архитектура

 

 

Лего (дом с парком)

 

 [/spoiler]